Оценка экономической эффективности внедрения ERP – один из краеугольных камней в автоматизации бизнеса. Но, благодаря ИТ-маркетологам, четко сформировалось мнение, что сделать такую оценку почти невозможно. Некоторые вендоры заходят еще дальше: «…эффект настолько очевиден, что выводить экономические оценки не имеет смысла…». Однако рынок нуждается в адекватной системе оценки ERP-проектов. В качестве важнейшего критерия автоматически напрашивается опыт реализованных проектов. Но даже для этого необходимо кардинальным образом изменить отношение участников рынка к раскрытию информации.

В современной риторике, посвященной ERP-системам, их преимущества принято характеризовать лишь количественно, делая упор на таких результатах, как «повышение прозрачности бизнеса», «реализация единых стандартов управления» и «улучшение управляемости», «обеспечение единого информационного пространства» и т.п. При этом оценить уровень подобных результатов не представляется возможным, так как его характеристика, по сути, сводится к отражению руководством предприятия-заказчика своего отношения к реализованному проекту. Руководство довольно, а значит «прозрачность» и «управляемость» повысились, а «информационное пространство» стало единым. Здесь уместно отметить, что ИТ-менеджеры далеко не всегда разделяют мнение высшего руководства по поводу успешности проекта внедрения корпоративной информационной системы, однако это почти никому не интересно.

По своему принципу принятое нынче описание результатов проектов автоматизации весьма сильно напоминает таковое после «очистки чакр», «снятия порчи» или «выправления кармы» – есть определенный набор слов, не несущих смысловой нагрузки. Составить по подобным «данным» мнение о возможностях конкретной ERP-системы, работе интегратора и сложности проекта невозможно. Не легче и сравнить системы от разных производителей. Что же касается каких-то конкретных данных о внедрении и реальном эффекте от него, их сегодня раскрывать не принято – «коммерческая информация». Довольно занятно эта отговорка звучит из уст руководства открытых компаний, торгующихся на бирже и регулярно публикующих финансовые отчеты.

Вторым характерным моментом является «общепризнанность» того, что ни рассчитать, ни обосновать конкретный экономический эффект от комплексной автоматизации просто невозможно – слишком сложные процессы и системы требуется изучить и учесть. Ситуация усугубляется также тем, что процесс перехода на методологию ERP занимает обычно несколько лет, а продуктивное использование внедренной системы, приносящее реальный эффект, начинается примерно через год с момента ее ввода в промышленную эксплуатацию. За это время рыночная ситуация может измениться радикально, отразившись и на показателях эффективности автоматизируемого предприятия. На эффект от внедрения накладывается и результат деятельности менеджмента заказчика, который вполне может перечеркнуть все «плюсы», присущие использованию ERP-системы. В таких условиях очень непросто выявить вклад именно автоматизации, которая оказала влияние на изменение показателей эффективности бизнеса компании.

А зачем вам это?

В последнее время, фраза «экономическую эффективность ERP оценить невозможно» дополнилась продолжением: «да и не нужно». Представители крупных вендоров, интеграторов и даже заказчиков аргументируют это тем, что эффект от «перехода к качественно новым методам и средствам управления» настолько очевиден и так сильно превышает затраты на внедрение ERP-системы, что заниматься сложными вычислениями и «выводить» прогнозируемый экономический эффект просто не имеет смысла, ни в организационном, ни в экономическом плане (в частности, это мнение высказывалось на Oracle AppsForum 2006). Кроме этого, очень часто говорится о сложности и неточности существующих методик расчета экономической эффективности.

В итоге складывается мнение, что понятия ERP и «экономическая эффективность» никак не совместимы друг с другом. В этих условиях стало принято считать, что предприятие просто должно «созреть» для перехода на ERP. Однако нигде нет каких-то определенных критериев такого «созревания» – каждый понимает это по-своему. Таким образом, каких-либо общеизвестных формальных критериев необходимости и целесообразности внедрения корпоративной информационной системы на предприятии, а также стандартизованных методик оценки его экономической эффективности сейчас, по сути, нет (за исключением TCO и ROI, которые также детально не отвечают на эти вопросы).

Сложившаяся ситуация противоречива сразу в двух плоскостях. Во-первых, если придерживаться мнения, что когда выгода «на глазок» намного превышает затраты, дополнительные расчеты для принятия решения излишни, то не вполне ясно, зачем тогда нужна ERP-система. Ведь она предназначена для учета всех экономических параметров деятельности крупного предприятия «до последнего цента». Если компания все же «доросла» до перехода на управление бизнес-процессами по методологии ERP, то указанный подход к принятию решений на основе поверхностной оценки ситуации для нее совершенно неприемлем. В противном случае затраты на ERP будут совершенно излишни, так как для «прикидки» выгодности или невыгодности той или иной деловой операции обширный аналитический инструментарий информационных систем такого класса совершенно не требуется.

Во-вторых, ERP-системы позиционируются, как инструмент оптимизации бизнеса, а бизнес это деньги. Разумеется, важны и деловая репутация и узнаваемость бренда и человеческий капитал, но в конечном итоге все сводится именно к деньгам: капитализации, объему оборота, прибыли, дивидендам на акции, возврату на инвестиции и т.п. Это азбучные истины экономики, и участников рынка никак нельзя заподозрить в их незнании. Впрочем, рынок сам очень быстро отсеивает тех, кто плохо разбирается в экономике. Учитывая сказанное выше, крайне странно выглядит тотальный отказ от обсуждения вопросов экономической эффективности ERP-систем. Со всех точек зрения затраты на автоматизацию являются инвестициями. В то же время, ни один настоящий бизнесмен не вложит деньги в проект, не убедившись, что он окупится. Иными словами, ERP-система должна, как минимум, окупить понесенные на внедрение расходы (включая, по-хорошему, и стоимость аппаратного обеспечения) и начать приносить предприятию дополнительный доход. Без соответствующих экономических выкладок о результатах такого проекта ничего сказать невозможно. Кроме этого, должен быть определен и уровень риска, связанный с указанным типом инвестиций. Вполне возможно, что при внимательном рассмотрении альтернативные варианты вложения средств окажутся привлекательнее и, скажем, инвестиции в какой-нибудь производственный проект или биржевая операция на такую же сумму обеспечит более высокую норму прибыли при меньших рисках. Причем, речь здесь может идти не только о краткосрочных операциях, но и о стратегических вложениях.

Не стоит отступать

Таким образом, инвестирование немалых средств в достаточно абстрактную «прозрачность» и «управляемость» без соответствующего анализа экономической целесообразности подобного шага следует квалифицировать, по меньшей мере, как легкомыслие. Либо по каким-то причинам информация о результатах подобного анализа замалчивается. Несомненно, на сегодняшний день существует большое число положительных примеров, показывающих на практике, что внедрение ERP выгодно для заказчиков. Кроме этого, действительно, на определенном этапе развития крупного бизнеса экономические факторы отходят на второй план, а борьба за рынки и инвесторов переходит на психологический уровень. Однако успешная реализация ERP в одной или даже многих компаниях никак не является гарантией успеха внедрения на другом предприятии, она лишь влияет на уровень риска. Кроме того, отрицательных примеров внедрения ERP тоже немало (вплоть до разорения заказчика), но о них становится известно лишь, когда дело доходит до суда. Да и далеко не все компании, тем более отечественные, вышли на тот уровень операций, когда экономические факторы перестают играть для бизнеса определяющую роль. Так что даже, несмотря на ряд априорных доводов в пользу ERP, нет никаких оснований отказываться от экономического обоснования выгодности проекта внедрения подобной системы.

В итоге следует сделать вывод о том, что сейчас в продвижении и «обосновании» необходимости и выгодности внедрения ERP-систем основную роль играет психология, а не экономика, что никак нельзя назвать рациональным. Кроме того, если учесть, что львиная доля отечественных предприятий не всегда «дотягивает» до уровня «среднего бизнеса» в западной трактовке этого понятия, то подобный подход к принятию решения о комплексной автоматизации не может быть приемлемым в наших условиях. Компаниям необходимо знать, ради чего осуществляются вложения в ИТ и содержится соответствующий персонал и каков будет экономический результат подобных инвестиций.

В этой связи вопросы расчета прогнозируемой и фактической экономической эффективности ERP-систем переходят уже в практическую плоскость. При этом перечисленные ранее препятствия для оценки эффективности остаются в силе. Но они, в отличие от культивируемого мнения, вовсе не являются принципиально непреодолимыми. Если говорить о том, что сложно разделить эффект от внедрения ERP, влияние рыночных факторов и результаты действий менеджмента компании-заказчика, то это не значит, что подобного сделать невозможно. Существуют различные методы моделирования и факторного анализа экономической деятельности компаний, в частности популярны сегодня методики KPI и BSC. Они не зависят от уровня автоматизации предприятия и могут применяться для сравнения эффективности бизнеса до и после внедрения ERP. Так что, как минимум, фактическую эффективность внедренной системы определить вполне возможно.

Обеспечить же возможность прогнозирования экономической эффективности ERP-систем можно, опираясь на опыт ранее выполненных проектов. Однако для этого необходимо кардинальным образом изменить отношение участников рынка к раскрытию информации. Абстрактные рассуждения об удовлетворенности заказчика функционалом системы и уровнем профессионализма исполнителя проекта с рекламными слоганами вместо конкретных данных никак не могут удовлетворять современным требованиям рынка в информации о внедрениях.

 

Источник:  Сергей Середа, http://www.tadviser.ru