Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях

Новая отчетность по НДС: как организовать удобную и эффективную работу в новых условиях?

03.04.2015

Работаете ли вы уже в программах системы «1С:Предприятие» или только планируете перейти на них, эта статья поможет узнать, как можно использовать дополнительных преимуществах программ 1С для ведения учета и представления отчетности в новых условиях.

Рекомендации для организации удобной и эффективной работы в новых условиях

Благодаря встроенному в программы 1С сервису «1С:Отчетность» вы можете вести регламентированный учет и сдавать отчетность в налоговые органы в одной программе. Плюсы такого варианта заключаются в следующем:

  • все запросы ФНС России будут поступать напрямую в учетную систему с обозначением конкретных строк декларации и документов, требующих уточнения,
  • при поступлении запроса вы получите возможность оперативно приступить к расследованию ситуации и при необходимости внести правки, сформировать уточняющие сведения и отправить их в налоговый орган,
  • для поддержки налогоплательщиков в этот сложный переходный период стоимость использования «1С:Отчетности» зафиксирована в размере 1200 руб/год при подключении к сервису до 30 июня 2015г. для отчетности только в ФНС.

Юридически значимый электронный документооборот

Еще одним из наиболее удобных и эффективных вариантов работы в новых условиях является переход на электронный обмен счетами-фактурами и другими юридически значимыми документами непосредственно из программ 1С. Прямой обмен налоговыми и первичными документами непосредственно из программ, без распечатываний, без выгрузок и загрузок в другие приложения, практически исключает риск расхождения данных у взаимодействующих контрагентов и обеспечивает максимальную готовность книги покупок и продаж к формированию новой декларации и представлению ее в налоговые органы.
Решение «1С:Клиент ЭДО 2.0» предназначено для быстрого запуска обмена электронными документами. Данное решение доступно для свободного скачивания в Личном кабинете на портале 1С:ИТС и дает возможность бесплатного обмена документами в течение 3-х месяцев.

Оперативная сверка данных с контрагентами

Организациям, не перешедшим на электронный обмен документами, до предоставления декларации по НДС рекомендуется убедиться в сопоставимости данных с конкретным контрагентом. В "1С:Бухгалтерию 8" начиная с релиза 3.0.39.53 добавлен новый отчет "Реестр счетов-фактур выданных (раздел "Продажи" - "Отчеты по НДС"). Формируется печатная форма реестра счетов-фактур, выданных покупателю за налоговый период. Отдельными разделами выводятся в отчет счета-фактуры по операциям реализации покупателю и счета-фактуры по авансам, полученным от покупателя.
В реестр включаются все счета-фактуры, выставленные организацией (в версии КОРП – включая счета-фактуры, выставленные обособленными подразделениями) покупателю (включая обособленные подразделения покупателя). Этот отчет можно выгрузить в файл формата .xml и отправить контрагенту по электронной почте для сверки.
Контрагент может загрузить полученный отчет в архив реестров счетов-фактур, полученных от поставщиков для сверки (раздел "Покупки" – "Сверка данный учета НДС" – "Реестры счетов фактур поставщиков для сверки") и сверить данные контрагента с данными учета с помощью отчета "Сверка счетов-фактур с поставщиком". При этом в отчете автоматически будут показаны расхождения с данными контрагента.
В течение 2015 года фирма 1С планирует наращивать функциональность данного сервиса.

Повышение достоверности данных о контрагентах

Повысить оперативность работы с данными контрагентов поможет встроенный в прикладные решения системы "1С:Предприятие 8" сервис 1С:Контрагент. Сервис "1С:Контрагент" включает следующие возможности:

  • Проверка реквизитов контрагента по ИНН/КПП на сервере ФНС


Позволяет избежать ошибки в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, а также в журналах учета счетов-фактур.
В современных решениях системы "1С:Предприятие 8" поддерживается оперативная проверка. Данные контрагентов – ИНН и КПП – после их ввода в программу обрабатываются с помощью сервиса ФНС, который в онлайн-режиме проверит факт существования контрагента, сверив ИНН и КПП с данными из ЕГРН. Проверка производится при вводе нового контрагента, изменении реквизитов существующего, а также при отражении фактов хозяйственной деятельности (вводе документов). Кроме того, все контрагенты из базы автоматически проверяются раз в неделю фоновым заданием. В формах контрагента выводится результат проверки контрагента на текущую дату.
Сервис ФНС России до сих пор работает в тестовом режиме, поэтому если такая проверка выдает отрицательный результат, то стоит проверить контрагента по ЕГРЮЛ (ЕГРИП). И если проверка по ЕГРЮЛ проходит успешно, то можно не беспокоиться. По имеющейся сегодня предварительной информации, при проверке декларации неправильное указание КПП не будет являться критичным.
Формирование и отправка отчетности в программах "1С:Предприятие" функционирует независимо от результатов проверки реквизитов.

  • Автоподстановка реквизитов контрагента и организации по ИНН на основе ЕГРЮЛ/ЕГРИП


Экономит время, позволяет получить актуальную информацию о контрагенте, мгновенно зарегистрировать его в программе, исключить возможные ошибки.

Некоторые ограничения, связанные с наполненностью баз ФНС (ЕГРЮЛ/ЕГРИП):

    • не заполняются реквизиты обособленных подразделений;
    • не заполняются реквизиты филиалов и представительств;
    • для предпринимателей заполняется только ФИО – адрес считается персональными данными и недоступен;
    • не заполняются реквизиты адвокатов и нотариусов – этих данных нет в ЕГРИП.


В настоящее время сервис "1С:Контрагент" находится в стадии активного развития и наполнения новыми возможностями.

Выставление счетов-фактур в программах оперативного учета

Организациям, в которых для выставления счетов-фактур используется не "1С:Бухгалтерия 8", а другие программы оперативного учета, рекомендуется использовать стандартную технологию обмена с бухгалтерской программой, с последующим исполнением приведенных выше рекомендаций. Без использования современной учетной системы сдача деклараций НДС – достаточно трудоемкая задача, сопряженная процессом постоянных рабочих уточнений и встречных проверок контрагентов. Поэтому если вы по каким-то причинам не используете программы системы "1С:Предприятие 8", хорошим и незатратным вариантом будет ведение учета в облачном сервисе "1С".

Особенности представления декларации по НДС налогоплательщиками с обособленными подразделениями

В соответствии с НК РФ обособленные подразделения могут от своего имени выставлять счета-фактуры, но представлять отчетность обязана головная организация. Для автоматической отработки запросов налогового органа пользователям, имеющим обособленные подразделения, рекомендуется вести учет и сдавать отчетность в программах:

  • "1С:Бухгалтерия 8 КОРП",
  • "1С:Управление производственным предприятием 8",
  • "1С:ERP Управление предприятием 2.0"
  • "1С:Управление холдингом 8".


В перечисленных решениях поддерживается бухгалтерский учет обособленных подразделений.

Для формирования декларации по НДС организации, в составе которой имеются обособленные подразделения, важно, чтобы в одной базе были учетные данные и по головной организации, и по обособленным подразделениям. Таким образом, учет головной организации и обособленных подразделений необходимо вести в одной базе, либо использовать распределенную информационную базу (РИБ). Ведение учета в одной программе также позволяет автоматизировать формирование корректного ответа на уточняющий запрос налогового органа по строкам декларации.
1 апреля 2015 года в составе "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" планируется выпустить функционал, который позволит объединять декларации, сформированные обособленными подразделениями, которые ведут учет в разных информационных базах (нерекомендованный фирмой "1С" порядок ведения учета).

Аналогичная функциональность будет реализована в следующих конфигурациях:

  • "1С:ERP Управление предприятием 2.0";
  • "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", ред. 2.0.


Пользователям остальных конфигураций для объединения отчетности рекомендуется использовать "1С:Налогоплательщик 8". Соответствующее обновление планируется выпустить до 10 апреля 2015 года.

Печатная форма декларации

Действующим законодательством предусмотрено представление "бумажной" декларации только для налоговых агентов неплательщиков НДС. Эта категория отчитывающихся по НДС представляет разделы 1-9. Вместе с тем, чтобы сохранить для пользователей привычную возможность работы с печатными формами, в программах будет поддерживаться возможность печати всех разделов декларации.

Методическая поддержка 

Для подготовки пользователей к работе в новых условиях проводятся различные мероприятия.

На странице 1С:Лектория размещена видеозапись лекции "Новая декларация по НДС в "1С:Бухгалтерии 8" подготовка, представление и уточнение", которая состоялась 5 марта 2015 года в 1С:Лектории:


На 16 апреля 2015 года в 1С:Лектории запланирован семинар по НДС с участием заместителя начальника межрегиональной инспекции по камеральному контролю ФНС А.С. Катяева. В.В. Сидорова даст рекомендации по ведению учета и формированию отчетности по НДС в 1С:Бухгалтерии 8. Пользователям 1С:ИТС ПРОФ можно получить приглашение можно по ссылке (количество мест ограничено). Платное посещение 1С:Лектория можно оформить по ссылке. 8 апреля 2015 года данная проблематика будет детально рассмотрена на Едином семинаре "1С". Участие в семинаре бесплатное.  

На странице публикуются методические материалы по заполнению декларации по НДС в программных продуктах "1С:Предприятия":


Материалы информационной системы 1С:ИТС





Рекомендации пользователям программ "1С:Предприятия"

  • Тщательно изучить все изменения в правилах оформления счетов-фактур, регистрации их в книгах продаж и книгах покупок.
  • Уделить особое внимание учету НДС по посредническим операциям, расчетам по авансам, формированию книг покупок и продаж.
  • Ознакомиться с порядком заполнения новой декларации по НДС, понять для себя какие разделы необходимо сдавать в зависимости от совершаемых операций.
  • Организовать взаимодействие с ФНС напрямую, без длительных выгрузок и загрузок в сторонние приложения прямо в "1С:Бухгалтерии 8" и других программах, в которые включен сервис 1С-Отчетность.
  • Использовать системы электронного документооборота, встроенные в программы "1С:Предприятия". Это существенно снизит риск расхождения сведений книг покупок и продаж у взаимодействующих контрагентов.
  • В рабочем порядке проводить выборочную сверку по НДС со своими контрагентами.
  • Проводить тщательную проверку контрагентов по базам ФНС с помощью сервиса 1С:Контрагент: при включении нового контрагента в справочник "1С:Бухгалтерии 8", при оформлении документов, при формировании деклараций.
  • Следить за наиболее значимыми изменениями законодательства в части НДС.



 

 

« Вернуться в архив